№442. Административное дело. Признание незаконным и отмене решение отделения проведения проверочных мероприятий отдела УФМС России по г. Москве в САО от 15 октября 2014 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину Республики Киргизия

Решением суда административное исковое заявление НАШЕГО КЛИЕНТА удовлетворено и признано незаконным и отменено решение отделения проведения проверочных мероприятий отдела УФМС России по г. Москве в САО от 15 октября 2014 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию НАШЕМУ КЛИЕНТУ.

Принимая такое решение суд указал следующее, что в соответствии с абз. 3 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее по тексту — Закона) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных статьей 26 настоящего Федерального закона, может быть вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

В силу подпункта 4 статьи 26 указанного Закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекался к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, — в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.

Указанная норма Закона направлена на достижение целей, перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а именно: защиты прав и законных интересов других лиц, защиты правопорядка, то есть обеспечения безопасности государства.

Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (п. 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2).

Согласно вышеприведенным положениям подпункта 4 статьи 26 Закона, эта норма не содержит безусловный запрет на въезд иностранному гражданину, в случае если он дважды в течение трех лет привлечен к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Положения указанной статьи (в отличие от статьи 27 этого же Закона) не являются императивными, они предусматривает право, а не обязанность уполномоченного органа ФМС России запретить иностранному гражданину или лицу без гражданства въезд на территорию России по указанному основанию. Этой статьей установлены случаи, когда иностранному гражданину въезд в РФ может быть не разрешен.

В силу статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вместе с тем, оспариваемое НАШИМ КЛИЕНТОМ решение отделения проведения проверочных мероприятий отдела УФМС России по г. Москве в САО помимо ссылки на совершение им двух административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, иных мотивов установления ему запрета на въезд в РФ не содержит, вывод о необходимости применения к НАШЕМУ КЛИЕНТУ такой превентивной меры как запрет на въезд дополнительно не обосновывается.

Между тем, решение об установлении на основании статьи 26 Закона запрета на въезд в Российскую Федерацию должно быть обоснованным, что в данном случае не было выполнено отделением проведения проверочных мероприятий отдела УФМС России по г. Москве в САО в полной мере.

В соответствии с пунктом 1 Приказа ФМС России от 02 июня 2015 г. № 284 «Об утверждении порядка рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом в отношении него решении о неразрешении въезда», при наличии оснований, предусмотренных статьями 26, 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и относящихся к компетенции ФМС России, должностное лицо структурного подразделения центрального аппарата ФМС России, к компетенции которого относится осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции или территориального органа ФМС России, готовит проект решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства», что подразумевает необходимость обосновать со ссылкой на подлежащие учету обстоятельства принятое решение.

Каких-либо данных о том, что запрет въезда НАШЕМУ КЛИЕНТУ на территорию Российской Федерации обусловлен интересами национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, установлен в целях предотвращения беспорядков и преступлений или для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц, в материалах дела не имеется.

Установленный запрет нарушает право НАШЕГО КЛИЕНТА на проживание его семьи в Российской Федерации.

Оценивая совокупность установленных при рассмотрении дела обстоятельств суд приходит к выводу, что решение отделения проведения проверочных мероприятий отдела У ФМС России по г. Москве в С АО от 15 октября 2014 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию за совершение двух административных правонарушений в течение трех лет, принятое в отношении гражданина Республики Киргизия НАШЕМУ КЛИЕНТУ, не отвечает требованиям закона.

Адвокат БОРИС ГРОЗНЫЙ Адвокат БОРИС ГРОЗНЫЙ Адвокат БОРИС ГРОЗНЫЙ Адвокат БОРИС ГРОЗНЫЙ