СПРАВКА по результатам обобщения судебной практики рассмотрения судами Ростовской области гражданских дел по искам к Администрации области о выдаче государственных жилищных сертификатов и предоставлении жилых помещений за период 2006 года — 1-й квартал 2009 года

Вводная часть.<...p>

Постановлением Правительства  РФ от 17.09.2001 г. № 675 введена в действие  Федеральная целевая  программа «Жилище»  на 2002-2010 годы, которая включена в состав Федеральной целевой программы Государственные жилищные сертификаты», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 г. N 71.<...p>

В ходе осуществления указанной Федеральной Программы Правительством России принят целый комплекс мер по реализации ряда подпрограмм, в т.ч.<...p>

«Государственные жилищные сертификаты на 2004 — 2010 годы» (до 2003 года — федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» и «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище»  на 2002-2010 годы»).<...p>

<...p>

Во исполнение  положений  Федеральной программы  Правительство Российской Федерации, действуя в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом, приняло 21 марта 2006г. постановление N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы  «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы».<...p>

Данным постановлением  были утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище»  на 2002-2010 годы» (далее Правила).<...p>

Согласно п.2 Правил, государственный жилищный сертификат удостоверяет право лица на получение за счет  средств федерального бюджета  социальной выплаты на приобретение жилья. Эта выплата представляет собой   форму государственной  финансовой поддержки  обеспечения жильем  определенных законом отдельных категорий граждан    в рамках  реализации указанной выше подпрограммы.<...p>

Постановлением Правительства РФ  №408 от 8 мая 2009г.  были внесены  изменения в указанные Правила. Согласно  данному Постановлению   Правительством планируется в 2010г. завершить реализацию указанной подпрограммы.<...p>

В ходе выполнения в Ростовской области указанных выше подпрограмм в порядке, установленном  соответствующими Правилами,  нередки случаи   обращения граждан  в суды  с исками   по спорам, связанным с  реализацией  их прав   на получение государственных жилищных сертификатов, в т.ч. и по вопросам  включения  граждан в списки на получение   сертификатов.<...p>

Несмотря на то, что  общее количество  дел данной категории  крайне незначительно  в сравнении с общим количеством  гражданских споров, рассмотренных судами области, эти  дела в силу  их особой социальной  актуальности   требуют со стороны судов своевременного, внимательного и всестороннего исследования   целого комплекса сложных, значимых  для их правильного разрешения обстоятельств.<...p>

В связи с важностью и сложностью указанной категории дел, проблемами, возникающими  при  рассмотрении  дел, исполнении  судебных решений уполномоченными на то органами субъекта РФ, в т.ч. Администрацией  Ростовской области, органами местного самоуправления, Ростовским областным судом в соответствии с планом работы  проведено  изучение  судебной практики  рассмотрения судами дела по данным спорам за  период с 2006г. по первый квартал 2009 г.<...p>

Целями обобщения являлось изучение положения дел в практике применения судами первой инстанции   указанных выше нормативных актов, норм  Жилищного кодекса РФ, специальных законов  при разрешении  указанной категории судебных споров, получение  информации  о количестве  этих  дел, динамике, результатах и качестве их рассмотрения,   выявление неясных или спорных вопросов, возникших при рассмотрении судами  данных споров.<...p>

Изучение  проводилось путем выборочного исследования и анализа материалов гражданских дел, разрешенных федеральными судами области, а также  сведений, содержащихся  в  справках из  судов области по результатам  обобщений  дел указанной категории, рассмотренных  за период с 2006г. по первый квартал 2009г.<...p>

Данные о количестве рассмотренных дел, о  результатах  и  качестве их разрешения.<...p>

1.  Согласно  сведениям, предоставленным судами  Ростовской области,  за  период с 2006г. по 1-й квартал 2009г. включительно судами области  рассмотрено  всего   40 дел  указанной категории, в т.ч.<...p>

—   по требованиям о выдаче жилищных сертификатов,<...p>

— по спорам о включении граждан в списки на получение государственных жилищных сертификатов.<...p>

Исковые требования  заявлялись следующими категориями граждан: нуждающимися в жилье военнослужащими в отставке  со ссылками  на ФЗ «О статусе военнослужащих», сотрудниками органов внутренних дел со ссылками на  ФЗ «О милиции»,  инвалидами — лицами, участвовавшими в ликвидации последствий аварии на  Чернобыльской АЭС, вдовами  указанных лиц, со ссылкой на  ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС»,  детьми–сиротами  со ссылкой на  ФЗ  « О дополнительных гарантиях  по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», молодыми семьями  и др.<...p>

Суды 33 районов Ростовской области дел указанной категории не рассматривали.<...p>

Кроме того, имели место  случаи рассмотрения дел в особом порядке по заявлению граждан об установлении фактов родственных отношений с целью последующего получения государственных жилищных сертификатов с учетом определенного количественного состава семьи.<...p>

За указанный период Каменским городским судом было рассмотрено таких дел- 4, Донецким городским судом – 1.<...p>

Помимо этого, Волгодонским городским судом рассмотрено 1 дело по иску Прокурора Волгодонского района в интересах РФ к И. о взыскании материального ущерба в связи с неправомерностью  выдачи И. государственного жилищного сертификата. Решением суда  в удовлетворении исковых требований было отказано.<...p>

Указанные данные  с  учетом информации официальной судебной статистики об общем количестве гражданских дел, рассмотренных судами области за период с 2006г. по 1-й квартал 2009г. ( всего 224921дело , в т.ч. в  2006 г. – 70 775 дел,   в  2007 г. – 66 597 дел, в 2008 г.- 73 145 дел, за 1 квартал 2009 г. – 14 404 дела),  свидетельствуют  о том, что  количество  споров  данной категории  крайне  невелико по сравнению с другими категориями и составляет около  0,02  % от общего количества рассмотренных в судах  дел.<...p>

Результат  изучения  сведений, представленных судами, показывает, что наиболее многочисленной категорией являются дела, по которым  ответчиками привлекались лишь администрации районов и городов области. Таких дел -25.<...p>

Кроме того, судами области  рассмотрено 10 дел, по которым в качестве соответчиков выступали государственные учреждения  и министерства — ГУ МЧС РФ по РО, ГУ «Северо-Кавказская военная база», МВД РФ, ОМОН при УВД г. Новочеркасска, ЮРЦ МЧС РФ, ФГУ «Управление Северо-Кавказского военного округа», Министерства строительства и коммунального хозяйства, Министерство финансов РФ и др.<...p>

Из общего количества рассмотренных дел лишь  по 7 делам соответчиками привлекалась  Администрация Ростовской области.<...p>

Следует отметить, что по рассматриваемой категории дел в разрешении споров активно принимали участие представители администрации районов, городов области. Указанные органы  предоставляли суду  мотивированные письменные отзывы на исковые заявления, их представители принимали участие в судебных разбирательствах, подавали кассационные жалобы при несогласии с судебным вердиктом. Таких дел- 29.<...p>

Из представленных судами области сведений, содержащихся в справках, из материалов гражданских дел  усматривается, что по тем делам, где в качестве ответчиков выступала Администрация Ростовской области, ее представители в судебные заседания,  как правило, не являлись, дела были рассмотрены в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.<...p>

Представители государственных учреждений и министерств участвовали в 6-ти гражданских делах.<...p>

По результатам рассмотрения дел  за период с 2006г. по первый квартал 2009 г. 19 исков были удовлетворены  в полном объеме и 5 исков удовлетворены частично,<...p>

— по 15 делам  состоялись решения об отказе  в исковых требованиях,<...p>

— производство по одному делу прекращено в связи с отказом истца от иска.<...p>

За указанный период 15  дел были предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции,  из них<...p>

-решения по 9 делам обжалованы истцами,<...p>

-решения по 6 делам – ответчиками,<...p>

При этом 10 обжалованных решений оставлено без изменения,<...p>

— 1 решение отменено с передачей дела на новое рассмотрение,<...p>

— 1 решение отменено с вынесением нового решения,<...p>

— по 1 делу решение отменено частично – в части  удовлетворения исковых требований.<...p>

2. Результаты изучения материалов ряда гражданских дел указанной выше категории, по которым уже состоялись судебные решения   об удовлетворении исковых требований, в т.ч. об обязании органов  местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта РФ-Администрации РО,  выдать жилищные сертификаты, включить граждан в списки на  получение данных сертификатов  и др., показали, что  со стороны судов допускаются нарушения как норм материального, так и процессуального права.<...p>

В частности, судами  не выясняются  и не учитываются  обстоятельства, имеющие значение для дела в рамках применения Постановления Правительства от 17.09.2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 -2010 годы», не учитываются  нормы действующего законодательства, нормативных актов, регулирующих порядок  выдачи  ГЖС, в том числе постановление Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденные этим постановлением  Правила, не всегда верно устанавливается круг лиц, чьи интересы затрагиваются при разрешении данных споров.<...p>

Во-первых, судами при разрешении  данных споров не всегда принимается во внимание, что указанными выше Правилами  четко определены категории лиц, которые могут стать участниками  описанных выше подпрограмм, включение в которые  позволит гражданам реализовать их право на получение  ГЖС,  ими жестко урегулированы процедуры —  порядок и  пресекательные сроки формирования списков граждан, изъявивших желание получить ГЖС в планируемом году и граждан, включенных в резерв на получение сертификатов, условия для включения  в данные списки, порядок оформления и организация  работы по   выдаче сертификатов,  порядок  обеспечения  бюджетным финансированием  выдачи  ГЖС индивидуализировано  по спискам граждан, процедура   оплаты приобретаемого жилого помещения с использованием  денежных средств  ГЖС и другие вопросы,  указаны  органы,  обеспечивающие своей деятельностью   реализацию  гражданам их права на получение ГЖС, определены их конкретные полномочия  по осуществлению данной  работы .<...p>

С учетом изложенного, судами  не в полной мере  выяснялись такие значимые обстоятельства как  то:<...p>

— относятся ли лица, обратившиеся в суд, к категориям граждан, которые  в силу закона, действующих Правил  имеют  право быть участниками подпрограммы  и право на получение государственного жилищного сертификата;<...p>

— соблюдены ли гражданами  определенные в Правилах условия  для  включения их в подпрограмму, в списки на получение жилищного сертификата, сроки  подачи  соответствующих заявлений и предусмотренных Правилами  документов,<...p>

— были ли граждане  в установленном  Правилами порядке и в сроки включены компетентным органом в число участников подпрограммы   и списки на получение сертификата, а также причины   невключения,<...p>

— какие именно обжалуемые действия (бездействие) и каких компетентных органов местного самоуправления, органа  исполнительной власти субъекта РФ, не соответствуют  действующему законодательству, указанным Правилам и повлекли ли  они  существенные нарушения   законных прав и интересов истца, какие права истца этими действиями были  нарушены,<...p>

— исходя из  установленных выше  обстоятельств,  соответствует ли  заявленный истцом способ восстановления его нарушенного права  выявленным нарушениям и  их последствиям, возможна ли реализация  предложенного истцом способа восстановления его права  именно  в рамках выполнения Правил…, установленных ими сроков, имеющих пресекательный  характер.<...p>

Так, разрешая исковые требования, заявленные к органу местного самоуправления, органу исполнительной власти  субъекта РФ об обязании выдать государственный жилищный сертификат, и удовлетворяя их  в указанной выше формулировке с ссылкой  на п. 18  Правил, регулирующий вопросы выдачи сертификатов, суды не всегда предпринимали  меры к уточнению указанных требований истцов, в ходе судебного разбирательства не выясняли, какие именно действия ( принятие документов, включение в подпрограмму, формирование  списков либо сводных списков граждан, имеющих право на получение жилищных сертификатов, осуществление проверки и утверждения списков, организация выдачи сертификатов, перечисление субсидий на счета граждан и др.) оспариваются истцами  в рамках конкретного дела.<...p>

Невыполнение данных требований  со стороны  судов в соответствии с положениями ст.ст.148-150 ГПК РФ  влекло в дальнейшем вынесение судебного решения, содержащего формулировки, характеризующиеся крайней неопределенностью , что в свою очередь  сделало затруднительным   его исполнение.<...p>

Что в свою очередь не позволило  своевременно и в полном объеме  восстановить  нарушенное право  гражданина.<...p>

Во-вторых, судами  не всегда  учитывалось, что  реализация гражданином права на получение ГЖС  имеет заявительный и добровольный характер, что реализация указанного  права проходит несколько обязательных этапов.<...p>

Первый этап для получения жилищных сертификатов (п.п. 19, 21 Правил) предполагает решение вопроса  о включении лица, желающего получить  сертификат  в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы. Для включения в данную подпрограмму  гражданин должен подать соответствующее  заявление  по форме, установленной в приложении N 1 к Правилам в орган,  в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилье (улучшении жилищных условий).<...p>

В случае включения заявителя в число граждан — участников подпрограммы (по итогам соответствующей проверки представленных им сведений) на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.<...p>

Второй этап (п.24 Правил) предполагает включение лиц в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.<...p>

Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году,  такие граждане  должны в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представить в орган местного самоуправления  или другой орган, в котором  находится его учетное дело, заявление о выделении ему сертификата в планируемом году.<...p>

Орган местного самоуправления до 1 августа года (Постановление Правительства РФ №408 от 8.05.2009г., а ранее до 1 сентября) предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта РФ.<...p>

Очередной этап-это формирование органом исполнительной власти субъекта РФ на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, в срок до 1 сентября года (ранее до 1 октября), предшествующего планируемому, Сводного списка граждан, изъявивших желание получить сертификат, на соответствующий год, утверждение его  и представление этого списка  государственному заказчику подпрограммы.<...p>

И уже на основании  Сводных списков Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на  реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год, и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств по категориям граждан, которые до 1 октября  года (ранее 1 ноября), предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.<...p>

Каждый из этапов законодательно ограничен конкретными строгими  временными рамками, поскольку реализация подпрограммы ГЖС  непосредственно зависит  и связана с решением вопросов ее финансирования  из  федерального бюджета  на каждый последующий год.<...p>

В связи с этим  судам следовало   при рассмотрении дел принимать во внимание  требования Правил, согласно которым<...p>

— принятие органом местного самоуправления  заявления о включении в списки желающих получить ГЖС после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается,<...p>

— включение граждан – участников подпрограммы, в сводный список после его утверждения не допускается.<...p>

Вынесение судебных решений об удовлетворении исковых требований  без учета  процедур, установленных  Правилами,  в т.ч.  указанных сроков, повлекло  возникновение существенных затруднений при  исполнении этих  решений, которые обусловлены в т.ч. и отсутствием федерального  бюджетного финансирования.<...p>

По результатам проведенного обобщения следует обратить внимание  судов и на то, что  при рассмотрении дел данной категории   следует  внимательно подходить к вопросам определения круга лиц, чьи интересы затрагивают спорные отношения и  которые подлежат  в обязательном порядке  привлечению к участию в рассмотрении данных дел  в порядке ст.ст. 40,43 ГПК РФ.<...p>

Представляется, что к таковым лицам в т.ч. относятся  органы местного самоуправления, которые формируют списки желающих получить ГЖС, орган исполнительной власти субъекта РФ, в обязанности которых входит составление Сводных списков, их утверждение и др.<...p>

Помимо этого, с учетом положений  п. 28 Правил, согласно которым  вопросы, связанные с финансированием реализации подпрограммы  ГЖС  контролируются и реализуются  государственным заказчиком, судам следует  вынести на обсуждение сторон  и вопрос о  необходимости  привлечения  данного лица к  участию в деле.<...p>

Согласно постановлению Правительства от 17.09.2001 г. № 675 (в ред. от 07.11.2008 г. № 821) государственным заказчиком является Министерство регионального развития РФ.<...p>

При подготовке и назначении дел к рассмотрению судам следует  учитывать, что органы местного самоуправления, орган исполнительной власти РО (Администрация Ростовской области) имеют сложную  структурную организацию, в связи с чем судебные извещения о дате слушания дела, судебные запросы о предоставлении письменных доказательств, судебные предложения о направлении отзыва ответчика  на иск, поступают к непосредственному их исполнителю  лишь спустя определенное время  после  принятия ответчиком этих документов по почте.<...p>

Игнорирование судами данного обстоятельства, связанного с организацией  делопроизводства, документооборота  ответчиков, направление   в адрес ответчиков судебных запросов и извещений без  учета  необходимости  предоставления ответчикам разумных сроков для их исполнения, влечет рассмотрение судами дел без участия представителей органов местного самоуправления, Администрации области, без  фактического выяснения их правовой позиции по иску. Что в свою очередь приводит к тому, что решения  выносятся судами без выяснения всех  обстоятельств дела, имеющих значение для  его разрешения, с нарушением процессуальных прав ответчиков.<...p>

На практике имеют место случаи, когда судебные извещения получаются указанными органами  непосредственно перед рассмотрением дела  или в день судебного заседания, что также препятствует ответчикам  в полном объеме реализовать свои процессуальные права.<...p>

Суды при рассмотрении гражданских дел должны принимать меры к заблаговременному извещению ответчиков, в т.ч. и органов местного самоуправления, Администрации области,  о времени и месте рассмотрения  споров. Строгое  выполнение  со стороны судов норм процессуального законодательства позволит в соответствии со ст.12 ГПК РФ обеспечить ответчикам ,3-м лицам, реальную возможность  подготовиться к разрешению спора в суде, предоставить  возражения на иск и доказательства в их обоснование,  обеспечить участие их представителей в судебном разбирательстве.<...p>

<...p...n ......yl...="......x...-.........o............on: un.........l...n...;"> <......p...n><...p>

<.........ong><...p...n ......yl...="......x...-.........o............on: un.........l...n...;">Выводы и предложения :<......p...n><............ong><...p>

1. Результаты  настоящего  обобщения  обсудить на  совещании судей Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда.<...p>

2. В целях обеспечения единообразия судебной практики, недопущения  в дальнейшем нарушений норм процессуального законодательства при рассмотрении дел указанной категории Обзорную информацию по результатам обсуждения  настоящего обобщения  в Судебной коллегии  довести до сведения  судов области.<...p>

3.Предложить председателям судов организовать обсуждение  указанной  обзорной информации на оперативных совещаниях  судей.<...p>

4. Направить информационное письмо по результатам  настоящего обобщения  в адрес Администрации Ростовской области- непосредственного исполнителя  государственной  программы  «Государственный жилищный сертификат» в Ростовской области  для сведения .<...p>

&nb…p;<...p>

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского  областного суда<...p>